Основы языка Delphi



    8b693973     

Основы языка Delphi

В последнее время резко возрос интерес к программированию. Это связано с развитием и внедрением в повседневную жизнь информационно-коммуникационных технологий. Если человек имеет дело с компьютером, то рано или поздно у него возникает желание, а иногда и необходимость, программировать.
Среди пользователей персональных компьютеров в настоящее время наиболее популярно семейство операционных систем Windows и, естественно, что тот, кто собирается программировать, стремится писать программы, которые будут работать в этих системах.
Несколько лет назад рядовому программисту оставалось только мечтать о создании собственных программ, работающих в среде Windows, т. к. единственным средством разработки был Borland C++ for Windows, явно ориентированный на профессионалов, обладающих серьезными знаниями и опытом.
Бурное развитие вычислительной техники, потребность в эффективных средствах разработки программного обеспечения привели к появлению систем программирования, ориентированных на так называемую "быструю разработку", среди которых можно выделить Borland Delphi и Microsoft Visual Basic. В основе систем быстрой разработки (RAD-систем, Rapid Application Development — среда быстрой разработки приложений) лежит технология визуального проектирования и событийного программирования, суть которой заключается в том, что среда разработки берет на себя большую часть рутинной работы, оставляя программисту работу по конструированию диалоговых окон и функций обработки событий. Производительность программиста при использовании RAD-систем -фантастическая!

Введение
Для объектов редактор кода выводит список свойств и методов. Как только программист наберет имя объекта (компонента) и точку, так сразу на экране появляется окно подсказки — список свойств и методов этого объекта (В30). Перейти к нужному элементу списка можно при помощи клавиш перемещения курсора или набрав на клавиатуре несколько первых букв имени нужного свойства или метода. После того как будет выбран нужный элемент списка и нажата клавиша Enter, выбранное свойство или метод будут вставлены в текст программы.

Система подсказок
В29 Пример подсказки
В30 Редактор кода автоматически
В31 Окно Code Explorer
Навигатор кода
Шаблоны кода
В32 Список шаблонов кода
В33 В поля диалогового
В34 Пример шаблона кода программиста
Справочная система

Основы программирования
Программа, работающая на компьютере, нередко отождествляется с самим компьютером, т. к. человек, использующий программу, "вводит в компьютер" исходные данные, как правило, при помощи клавиатуры, а компьютер "выдает результат" на экран, на принтер или в файл. На самом деле, преобразование исходных данных в результат выполняет процессор компьютера. Процессор преобразует исходные данные в результат по определенному алгоритму, который, будучи записан на специальном языке, называется программой.

Алгоритм и программа
Основные символы используемые
Программа Стоимость покупки
Алгоритм программы вычисления
Окно (форма) программы Стоимость покупки
Компиляция
Схема работы компилятора
Язык программирования Delphi
Тип данных
Целый тип

Управляющие структуры языка Delphi
На практике редко встречаются задачи, алгоритм решения которых является линейным. Часто оказывается, что алгоритм решения даже элементарной задачи не является линейным. Например, пусть надо вычислить по формуле ток в электрической цепи. Если предположить, что пользователь всегда будет вводить верные данные, то алгоритм решения этой задачи действительно является линейным. Однако полагаться на то, что пользователь будет вести себя так, как надо программе, не следует. Формула расчета предполагает, что величина сопротивления не равна нулю.

Инструкция goto
Простое число (использование инструкции goto)
Условие
Два варианта алгоритма решения одной задачи
Операторы сравнения
Выполнение логических операций
Выбор
Инструкция if
Алгоритм реализуемый инструкцией ifthenelse
Алгоритм реализуемый инструкцией ifthen

Символы и строки
Компьютер может обрабатывать не только числовую информацию, но и символьную. Язык Delphi оперирует с символьной информацией, которая может быть представлена как отдельными символами, так и строками (по-cледовательностью символов).

Символы
Форма приложения во время разработки
Форма приложения во время работы
Таблица символов
Таблица символов unit tablsim_;
Таблица символов содержит только
Строки
Сравнение строк
Операции со строками
Функция length

Консольное приложение
Хотя данная книга посвящена программированию в Windows, нельзя обойти вниманием так называемые консольные приложения. Консоль — это монитор и клавиатура, рассматриваемые как единое устройство. Консольное приложение — программа, предназначенная для работы в операционной системе MS-DOS (или в окне DOS), для которой устройством ввода является клавиатура, а устройством вывода — монитор, работающий в режиме отображения символьной информации (буквы, цифры и специальные знаки).

Инструкции write и writeln
Инструкции read и readln
Создание консольного приложения
Шаблон главной процедуры приложения

Массивы
Массив — это структура данных, представляющая собой набор переменных одинакового типа, имеющих общее имя. Массивы удобно использовать для хранения однородной по своей природе информации, например, таблиц и списков.

Алгоритм простого перебора
Диалоговое окно программы Поиск в массиве
Поиск в массиве
Метод бинарного поиска
Выбор среднего элемента при бинарном поиске
Алгоритм бинарного поиска в упорядоченном
Диалоговое окно программы Бинарный поиск
Свойства компонента CheckBox
Компонент CheckBox
Значения свойств компонента CheckBox1

Процедуры и функции
Для того чтобы в программе могли применяться функции и процедуры модуля, программист должен добавить этот модуль к проекту и указать имя модуля в списке используемых модулей (обычно имя модуля программиста помещают в конец сформированного Delphi списка используемых модулей).

Использование модуля
Использование функции из модуля программиста
Структура проекта в окне Project Manager
Функция
Объявление функции
Примеры функций
Использование функции
Окно программы Поездка на дачу
Пример использования функций программиста
Процедура

Файлы
Программы, которые до настоящего момента рассматривались в книге, выводили результат своей работы на экран. Вместе с тем, Delphi позволяет сохранить результаты работы программы на диске компьютера, в файле, что дает возможность использовать эти данные для дальнейшей обработки, минуя процесс их ввода с клавиатуры.

Открытие файла
Обработка ошибки открытия
Чтение данных из файла
Чтение чисел
Чтение строк
Примеры чтения строк из файла
Конец файла
Окно программы Чтение из файла
Чтение из файла
Объявление файла

Типы данных, определяемые программистом
До этого момента мы работали только с данными, имеющими статическую, неизменяемую во время исполнения программы, структуру. Во время работы программы могли изменяться только значения переменных, в то время как количество переменных всегда оставалось постоянным (отсюда и название — статические структуры). Это не всегда удобно.

Динамические структуры данных
Указатели
Переменнаяуказатель
Динамические переменные
Создание использование
Списки
Графическое изображение списка
Добавление элементов в список
Окно программы Динамический список
Добавление элемента

Введение в ООП
Объектно-ориентированное программирование (ООП) — это методика разработки программ, в основе которой лежит понятие объект. Объект — это некоторая структура, соответствующая объекту реального мира, его поведению. Задача, решаемая с использованием методики ООП, описывается в терминах объектов и операций над ними, а программа при таком подходе представляет собой набор объектов и связей между ними.

Класс
Объект
Метод
Инкапсуляция и свойства объекта
Наследование
Директивы protected и private
Полиморфизм и виртуальные методы
Диалоговое окно программы Полиморфизм
Демонстрация полиморфизма
Классы и объекты Delphi

Графические возможности Delphi
Программа выводит графику на поверхность объекта (формы или компонента Image). Поверхности объекта соответствует свойство canvas. Для того чтобы вывести на поверхность объекта графический элемент (прямую линию, окружность, прямоугольник и т. д.), необходимо применить к свойству canvas этого объекта соответствующий метод. Например, инструкция Form1.Canvas.Rectangle (10,10,100,100) вычерчивает в окне программы прямоугольник.

Окружность и эллипс
Значения параметров метода Ellipse
Дуга
Значения параметров метода Arc
Прямоугольник
Метод RoundRec вычерчивает прямоугольник
Многоугольник
Сектор
Значения параметров метода Pie
Точка

Мультимедиа возможности Delphi
Хотя анимация, находящаяся в AVI-файле может сопровождаться звуковыми эффектами (так ли это — можно проверить, например, при помощи стандартной программы Проигрыватель Windows Media), компонент Animate обеспечивает воспроизведение только изображения. Для полноценного воспроизведения сопровождаемой звуком анимации следует использовать компонент меdiaPlayer.

Значок компонента Animate
Свойства компонента Animate
На вкладке Сводка информация об AVIфайле
Форма программы Просмотр анимации
Значения свойств компонента Animate1
Свойство
Использование компонента Animate
Значение comonAVi определяет анимацию
Компонент MediaPlayer
Значок компонента MediaPlayer

Зарезервированные слова и директивы
Сначала выполняются инструкции цикла, которые расположены между repeat и until. Затем вычисляется значение выражения Условие, и если оно равно False, то инструкции цикла выполняются еще раз. И так до тех пор, пока значение выражения Условие не станет равным True.

Инструкция repeat
Инструкция while
Безусловный переход
Объявление функции
Объявление процедуры
Стандартные функции и процедуры
Математические функции
Преобразования
Работа со строками и символами
Структура модуля

Десятичные и двоичные числа
В обыденной жизни человек имеет дело с десятичными числами. В десятичной системе счисления для представления чисел используются цифры от О до 9. Значение числа определяется как сумма произведений цифр числа на весовой коэффициент, определяемый местом цифры в числе.

Десятичные и двоичные числа
П3 1
П3 2
Память компьютера

Компьютерный андеграунд
Решение прикладных задач на компьютере. Практикум для студентов
Средства добычи знаний в бизнесе и финансах. OLAP-системы
Hardware - разное
Об IntranetWare для Малого Бизнеса
Справка по Adobe Premiere Pro 7.0
Язык программирования Си
Что такое реестр Общая теория
Звуковая студия на рабочем столе
Очерки по истории компьютерной науки и техники в Украине
История западноевропейской музыки до 1789 года
Межсетевое экранирование
Самоучитель по Macromedia HOMESITE
Проектно-вычислительный комплекс Structure CAD
Linux HOWTO
Спецификация языка HTML
HTML в примерах
Спецификация HTML 4.01 + Спецификация CSS2
Спецификация языка HTML
eMule. Полное описание